Статьи о почте

Новости

Все новости

Разное в мире IT

Все заметки

mailinfo.ru - Статьи о почте

Серфинг и спам

Прислал(а) Сергей Кондращев [22 мая 2002]

раздел: [Спам]

Компании и частные лица, предлагающие "адресную рассылку по низким ценам", - еще одно проявление финансовой пирамиды.
Электронная почта, появившаяся в Интернете задолго до появления WWW, представляет, по сути своей, весьма мощное и точное оружие для привлечения потенциального клиента к вашему бизнесу. Но именно поэтому пользоваться им необходимо с большим умением и осторожностью. Главный принцип, которым необходимо при этом руководствоваться, звучит так же, как и основной принцип любого врача - "Не навреди!". В противном случае вы рискуете не только не достичь желаемого эффекта, но и получить массу неприятностей.


Интернет - зона повышенных ожиданий. К такому выводу приходят практически все, кто хоть когда-нибудь пытался заниматься ведением бизнеса во Всемирной компьютерной cети. Несмотря на то, что раздел сфер влияния в российской части Интернета практически уже завершен, до сих пор находятся люди, желающие вкладывать сотни тысяч долларов в совершенно неизвестные фирмы и сайты. Хорошо, если проект оказывается перспективным, но...

чаще всего наши российские бизнесмены, испытывая недостаток в информации, инвестируют средства непосредственно в "черные дыры",
...откуда ждать прибыли невозможно в принципе.

Однако парадокс сегодняшней ситуации в российской Сети состоит в том, что вложение средств в сетевой проект вполне может принести большую отдачу. Необходимо лишь точно позиционировать свой ресурс и правильно подойти к рекламе своего проекта в Сети.

Немного истории

Электронная почта, или e-mail, родилась задолго до рождения Интернета. Первые два компьютера, соединенные в локальную сеть, уже имели возможность обмениваться электронными сообщениями. По мере того как Интернет шествовал по планете, у пользователей появлялись новые возможности не только для общения, но и для рекламы своего товара. В Россию e-mail пришел через сеть RelCom, протокол X.25 и домен .su. Уже тогда многие "продвинутые" руководители были склонны рассматривать телеконференции relcom как один из способов продвижения продукции.

Но потом пришло время спама.

"Это не Спам", "Спам - это плохо", "Спамерам - смерть!" и даже "Спам - фуфло!" - этими и подобными этим словами обычно начинаются некоторые электронные письма, приходящие в ваш почтовый ящик. Несмотря на смелые заявления, содержащиеся в начале, само содержание письма обычно является тем самым "спамом", то есть - нежелательной вам коммерческой рассылкой. Несмотря на то, что это явление повсеместно признано абсолютно неэтичным,...
поток спама не только не иссякает, но принимает порой совершенно неожиданные и уродливые формы.

Рекламные пирамиды в Сети

Примерно в середине 1999 года в Сети наступило такое время, когда перестала работать "стандартная" баннерная реклама, а производители рекламы, интуитивно чувствуя существующие возможности глобальной Сети, начали искать методы и средства донесения информации до конечного потребителя товаров и услуг. Существующее на тот момент резко негативное отношение к массовым почтовым рассылкам не позволяло широко использовать их для рекламной деятельности. Необходимо было что-то менять.

На помощь пришла опробованная уже в невиртуальном мире схема MLM. Или, проще говоря, - пирамида.

"Классическая" пирамида, будь она финансовой или иной, существует до тех пор, пока не достигнет своего "основания". При развитии "пирамиды" в Сети поначалу казалось, что "основание" не может быть достигнуто никогда. Действительно, во всем мире ежедневно в Сеть приходят несколько десятков тысяч новых пользователей. О таких темпах развития не мог мечтать ни один МММ.

"Честь" создания первой финансовой пирамиды в Сети принадлежит компании Stockgeneration.com, которая под видом игры в "виртуальную фондовую биржу" сумела отобрать у доверчивого пользователя несколько десятков миллионов долларов. Особую пикантность этой истории придает то, что компания оказалась на деле всего лишь филиалом МММ в Доминиканской републике. Конечно, денег они заработали немало, но после этого двоюродная сестра Сергея Мавроди Оксана Павлюченко, оказавшаяся по совместительству главой Stockgeneration.com, была объявлена в розыск Интерполом.

Начало "пирамидальным" переменам в сетевой рекламе положила английская компания AllAvantage, которая первой придумала систему транслирования рекламы на любом компьютере, подключенном к Сети. С помощью маленькой программы viewbar рекламные баннеры показывались в определенном месте экрана с определенной очередностью. При этом владельцу машины было предписано оставаться в он-лайне и регулярно менять адреса в окошке своего браузера - то есть совершать серфинг (от английского surf - скользить). При этом человек, просматривающий рекламу на экране своего монитора, получал небольшую, но фиксированную и вполне реальную плату за это - около 0,3 долларов за час просмотра. К этому еще была приложена программа привлечения новых пользователей, построенная по принцицу MLM: "Пришел сам - приведи товарища!". Каждый, кто привел в систему нового пользователя, получал деньги не только за свою работу, но и за работу привлеченного.

На первый взгляд - просто гениальный ход! Таким образом вполне конкретно определялась целевая аудитория для рекламы - люди, имеющие компьютер и регулярно пользующиеся Интернетом. Плюс к этому - затраты вроде бы должны были дать весьма впечатляющую отдачу, ведь реклама того или иного рекламодателя транслировалась бы по всему миру!

Но получилось все наоборот. Целевая аудитория в большинстве своем подобралась весьма и весьма специфичная. Любители дармовых долларов, существующие в Сети практически с момента появления "бесплатностей", быстренько поняли, где можно получить лишнюю сотни баксов, и стали придумывать новые и новые уловки, нацеленные на то, чтобы обмануть программу и "накрутить" время пребывания в Сети. Несмотря на то что "серфинговые" компании плодились, как грибы после дождя, рекламодатели перестали обращать на них внимание, и порою случалось так, что компании умирали, не успев даже как следует родиться.

На этом фоне весьма успешной смотрелась деятельность компании Spedia.net, сумевшей не только набрать солидных рекламодателей, но обеспечить очень неплохую систему контроля за "накруткой". Последние версии viewbar этой компании даже поддерживали демонстрацию flash-баннеров. Но и она, в конце концов, заглохла, и хотя на сегодняшний день продолжает свою работу, это лишь жалкие отголоски былого успеха.

Мыльные оперы

В тот момент, когда несостоятельность серфинговой рекламы стала ясна, настал черед вернуться к старому и проверенному спамерству.

Начинавшие терять очки "серфинговые" компании теперь упрятали спам в "законопослушную" оболочку и подали под соусом зарабатывания денег. Компании стали предлагать оплату за каждое прочитанное рекламное письмо (e-mail, или "мыло"). При этом наблюдались различие в вариантах реализации этого сервиса. Некоторые компании платили просто за то, что письмо приходило на почтовый сервер клиента, другие - за то, что клиент гарантированно прочитает письмо и обязательно кликнет на ссылочку в его конце. Но все это было лишь прелюдией к основному на сегодня методу "легального" спамерства.

Однажды кому-то в голову пришла вполне логичная мысль - а зачем нам платить за каждое письмо, когда можно платить сразу за все. Преимущество такого подхода для рекламиста вполне очевидны - не надо следить за количеством посланных клиенту писем. Достаточно заплатить один раз за регистрацию и слать письма на e-mail, указанный при регистрации, пачками!

Для конечного клиента все обернулось не так хорошо. Попавшись на крючок парочки подобных контор, обладатель электронного адреса вынужден был либо смириться с мегабайтами информации, которую приходилось выкачивать ежедневно, либо признавал необходимость смены почтового ящика.

Ко всему прочему, нацеленность "пирамидальных" компаний на рассылку "цивилизованного" спама не прошла мимо внимания профессиональных спамеров. В ход пошли всевозможные уловки и даже - специально написанный софт. Пример тому - сайт www.mailgrabber.ru , предлагающий "за копейки" купить полнофункциональный пакет, позволяющий "собирать активные адреса из Интернета (читай - воровать) и рассылать по ним ваши рекламные письма".

Что же касается результатов рассылки рекламных писем, то это - повод для особого разговора. Результат исчезающе мал:

Потенциальному рекламодателю всегда следует помнить о законе "трех процентов". То есть, для того чтобы к вам в офис с помощью Интернета пришли три человека, необходимо показать ваш рекламный баннер минимум сто раз. Оценка в три процента в этом случае получается сильно завышенной. Реально же, для получения хорошего рекламного эффекта необходимо показывать ваш баннер - двигатель интернет-рекламы не менее 1000 раз в день, и желательно - на одном и том же месте на наиболее популярных сайтах.

Теперь представьте себе, что вы смотрите телевизор и вам вдруг предлагают переключиться на другой канал. Вот так - вдруг и срочно! Вы переключаете канал, а там - предложение переключиться еще на один. И так раз десять. В конце концов, вам же хочется и просто телевизор посмотреть, поэтому вы будете переключаться до последнего. И вот в конце всех мучений вы видите перед собой: РЕКЛАМУ! Можно не только представить себе ваши чувства, но и приблизительно оценить результативность этой рекламы.

Примерно то же самое получается и с навязчивой почтовой рассылкой. Пользователь, в большинстве своем вооруженный модемом и оплачивающий почасовой Интернет, вынужден скачивать большое количество рекламных писем лишь для того, чтобы потом быстренько их удалить. Именно поэтому в большинстве случаев "адресная рассылка", являющаяся по своей сути типичным спамом, не только не принесет клиенту ожидаемого эффекта, но наоборот - создаст у потенциального потребителя продукта или услуги резко отрицательное отношение.

Что же касается оплаченных "пожирателей рекламы", то и тут рекламодатель попадает впросак.

Вместо ожидаемой аудитории из солидных людей, обеспеченных компьютером, он получает сонм малолетних юзеров,
...зарабатывающих деньги на "глотании" рекламы для того, чтобы оплачивать свои подростковые потребности.

Если же переходить к конкретным цифрам, то можно упомянуть широко известные исследования GVU (http://www.cc.g atech.edu/gvu). Согласно им, лишь 9,2 процента пользователей Сети читают рекламные послания, которые можно отнести к спаму. Собственно, цифра эта на самом деле гораздо меньше. Из тех, кто провел в Сети более трех лет, спам читают лишь 5,4 процента. От 12 процентов ваших читателей вы, вероятнее всего, получите возмущенные письма, а 1,5 процентов пользователей (самые продвинутые) постараются вам отомстить (письмо провайдеру, "почтовая бомба" и т.п.).

...но вполне может быть больше!

Несмотря ни на что, рекламные рассылки не умирают. Более того, если бы кто-нибудь сумел это сделать, возмущению сетевой общественности не было бы предела. Цивилизованная рассылка писем была и остается мощнейшим инструментом интернет-рекламы. Но для того чтобы рассылка эта приносила пользу, необходимо соблюдение нескольких очень важных условий.

Во-первых, необходимо четко и по возможности кратко изложить информацию о тематике, формате и периодичности ваших посланий. Если вы планируете делать свою рассылку постоянной, то вам необходимо как можно ближе к началу письма указать способ и возможность для клиента не получать ваших писем.

Во-вторых, самым аккуратнейшим образом отнеситесь к списку адресов, на которые вы делаете рассылку. Если ваши потенциальные клиенты заподозрят вас в использовании их адресов в других целях, вы вполне можете приобрести нежелательную репутацию.

В-третьих, старайтесь корректировать списки рассылки в соответствии с тематикой своих писем. Например, не посылайте рекламу своих насосов в компанию, также производящую насосы. Или не следует посылать рекламу надгробных памятников в родильный дом и т.п.

В-четвертых, воспользуйтесь услугами серверов бесплатной рассылки. В российской Сети самыми популярными такими серверами являются Subcribe.ru или Citycat.ru. В их распоряжении имеется ряд способов для привлечения подписчиков. Кроме того, за небольшую плату (около 40 руб в месяц) вы сможете избавиться от рекламы этих серверов в своих письмах. Из иностранных сервисов лучшим является PostMaster Direct Response (http://www.p ostmasterdirect.com/), размещающий рекламу в более 3000 списков рассылки для 8,5 млн. подписчиков.

В-пятых, создайте собственную рассылку на своем сервере. Этот простой маркетинговый ход даст вам отличную возможность не только гибко управлять собственной рекламой, но и получить данные о ваших подписчиках, например, с помощью простой анкеты при подписке.

И наконец, в заключение,
...не обещайте своим подписчикам денег за то, что они будут читать ваши письма.

Иначе вы получите количество, которое никогда не перейдет в качество.