Статьи о почте

Новости

Все новости

Разное в мире IT

Все заметки

mailinfo.ru - Статьи о почте

СПАМ и иммунитет сети

Прислал(а) Mashiah Davidson [10 января 2002]

раздел: [Спам]

Как предотвратить СПАМ?

Спам-РамблерОтветить на этот, ставший уже риторическим, вопрос вряд ли удастся в нескольких абзацах короткой заметки. И всё же, посмотрим на СПАМ глазами его заказчика и исполнителя.
Заказчик преследует цель сделать дешёвую и эффективную рекламу своему бизнесу, он платит исполнителю за решение этой задачи. Для этого исполнитель

1. Формирует лист рассылки спама

2. Размещает скрипт рассылки для спама

3. Выбирает открытый smtp-сервер

4. Производит рассылку СПАМа

При этом исполнителю важно сохранять анонимность.

Как ведётся борьба со СПАМом?

На спамера всегда можно пожаловаться, для этого открыты специальные серверы, но это малоэффективный метод, поскольку наказать спамера можно далеко не в каждой стране.
Гораздо более распространена фильтрация почты на стороне принимающих серверов. В специализированных базах данных накапливаются списки спамерских smtp-серверов, почта приходящая с них в грубом приближении не пропускается к адресатам.
Таким образом, борьба со СПАМом строится на предотвращении 3-й стадии работы исполнителя. Напрашивается мысль: почему бы не запретить свободное размещение скриптов для спама без аутентификации владельца, но, к сожалению, сделать это оказывается так же сложно, как и запретить открытые smtp-серверы. Слишком многое зависит от подготовки и воли системных администраторов и web-мастеров, отвечающих за различные сетевые ресурсы, поэтому в рассматриваемом направлении удаётся лишь уточнение фильтрующих баз на стороне принимающих почту серверов.

Значит, решения проблемы СПАМА нет?

Давайте подробнее рассмотрим первую стадию работы спамера. Есть несколько способов сбора информации о пользователях, но лишь немногие из них способны давать достаточно точную целевую аудиторию.
Если мы рассылаем "письмо счастья", то нам важно лишь угадать язык, на котором должна вестись рассылка рекламы, чтобы получатель смог её прочесть. Если же мы рекламируем туристический бизнес, тогда о получателях писем нужно знать гораздо больше. Тысяча писем молодожёнам, выбирающим маршрут для свадебного путешествия дадут больше прибыли, чем миллион писем всем-всем-всем.

Где можно достать информацию о клиентах?


1. Её можно купить
2. Её можно украсть
3. Её можно найти в сети

Не хотелось бы голословно обвинять какие-либо конкретные интернет службы в сборе и продаже информации о пользователях, но такая практика имеет место, либо там можно купить, либо можно украсть.
Но самый легальный и дешёвый способ найти адресатов для спама - написать простенькую поисковую машину, которая будет находить e-mail\'ы на страницах с ключевыми словами, определяющими целевую аудиторию.

Так что же, не публиковать в сети свой адрес?


В конечном счёте, наличие СПАМа в наших почтовых ящиках обусловлено двумя основными причинами: нерасторопностью (или неразумностью) системных администраторов и нашей собственной неосторожностью.
Мы оставляем свой адрес в многочисленных гостевых книгах, форумах, конференциях, на своих собственных страничках, в различных анкетах.
Заметим, что СПАМа в почтовых ящиках могло бы не быть, если бы поисковые машины спамеров не находили наши данные в сети. Если мы станем публиковать их, например, с помощью изображений и javascript, сбора информации сильно осложнится. Но этого, конечно, для борьбы со СПАМом недостаточно. Не всегда можно удержаться от того, чтобы дать свой адрес в каком-нибудь chat\'е или в гостевой, а уж web-мастера просто вынуждены оставлять адрес для общения с аудиторией своего сайта, учитывая, что часть клиентов не отключает просмотр картинок и javascript.

Поступим как спамеры!

А что, если мы запустим поисковую машину, которая будет, как и спамерские боты, собирать и классифицировать адреса, опубликованные в сети, а затем отошлёт по этим адресам уведомления о том, что адрес опубликован на такой-то странице и на него, вероятно, рано или поздно будет приходить СПАМ?
Возникает два вполне справедливых вопроса:

  • Не способ ли это легализации спама, какова вероятность, что служба, рассылающая такое уведомление не захочет вставлять в него рекламный блок?
  • Не является ли СПАМом само уведомление, даже если в тексте нет никакой рекламы?

Автор не данной статьи не берёт на себя ответственность давать окончательный ответ на поставленные вопросы, именно поэтому они и выносятся на всеобщее обсуждение. Тем не менее, ниже приводятся некоторые соображения, которые, по мнению автора, могут помочь читателю глубже разобраться в поставленных вопросах.

Всегда ли реклама зло?

Люди часто сетуют на рекламу, она надоедает нам, прерывая телевизионные передачи, беспокоя в электричках, мозоля глаза на страничках сети и т.д. И, тем не менее, она существует и вряд ли скоро умрёт, потому что приносит реальную прибыль, многократно окупая все затраты и издержки.
Возвращаясь к теме СПАМа, заметим, что эффективность рекламных рассылок может быть очень высока. Себестоимость такой рекламы для заказчика определяется преимущественно качеством сформированного на первом этапе листа рассылки. Таким образом, чем "внимательнее" вышеописанная система будет классифицировать найденные на страницах Интернет адреса, тем эффективнее будут работать включенные в уведомления рекламные блоки.
Со временем всё большее число фирм прибегает к помощи СПАМа для рекламирования своего бизнеса, и если эта тенденция сохранится, то очень многие адреса в скором времени будут завалены рекламными письмами. На западе это уже происходит, а с подъёмом российской экономики начнётся и у нас.
Описанная выше система может помочь в борьбе с предстоящим рекламным бумом. При этом вовсе не обязательно полностью запрещать СПАМ. Достаточно ввести обязательное включение в текст письма уведомления о том, что адрес найден на такой-то станице сети. Далее, поскольку крупным поисковым системам и классификаторам ведение базы данных по различным целевым аудиториям обойдётся намного дешевле в рассчёте на одно письмо, чем мелким, может оказаться, что и заказчик рекламы выберет более надёжные и эффективные сервисы. Ещё лучше, если эти сервисы будут законными и официально зарегистрированными.

  • Вы не хотите получать СПАМ - воспользуйтесь уведомлением и уберите адрес с указанной в нём страницы.
  • Вы хотите, чтобы на Ваш адрес приходили интересующие Вас предложения - нет ничего проще - создайте специальную страницу, чётко указав на ней тематику, и опубликуйте там свой адрес.

Итак, теперь мы получаем СПАМ только в случае, если хотим этого, то есть, размещаем свой адрес в сети. Метод немного напоминает введение "гос. монополии" на производство СПАМа с одновременным контролем его качества (напоминаем, письмо должно содержать уведомление и приходить лишь однажды).

Сеть сама всё решит.

Описанные идеи пока лишь плод воображения, создавать их или нет - решит сама сеть, но если они рентабельны, значит могут возникнуть в Рунете уже в ближайшее время, для их воплощения достаточно, чтобы крупная поисковая система заключила соответствующий договор с крупным сервером рассылок.
Многие подпольные спамеры могут остаться без заказов.