mailinfo.ru - Новости

РИФ 2006, день второй. Правильное мнение от Microsoft и мастер-класс по дорвеям. О засланных блоггерах и навязчивых кредитках....»

27 марта 2006

Второй день на РИФе начался как-то сонно, что совсем не удивительно, если вспомнить праздничный банкет по случаю десятилетия. Однако посмотреть Владимира Долгова на утренней секции собралось немало народу. Похоже, людей действительно привлекала не сама тема развлекательного видеоконтента в интернете, а просто мнение Google по любому поводу. Мистер «Google Россия» заставил себя ждать.

Все это время собравшимся пришлось довольствоваться Александром Малисом из «Корбины Телеком» и слушать обобщения от Егора Яковлева («Амедиа»). На самом деле, обобщения эти носили весьма абстрактный характер, что оставляло примерно такое впечатление: каналы есть, возможности трансляции есть, и некоторые даже пытаются что-то транслировать. При этом никто не имеет ясного представления даже о самой ближайшей перспективе. Господин Малис признался публике, что video on-demand от «Корбины» придумали специально для него, чтобы даже занятые топ-менеджеры могли глянуть вечерком «Мою прекрасную няню». Оказалось, этой функции ожидало все прогрессивное человечество. Шутка, по-видимому, удалась. При этом даже осталась слабая надежда на то, что у «Корбины» есть и другие инструменты стратегического планирования, нежели провидение в лице Александра Малиса.

Внятных перспективных планов так-таки и не прозвучало. Пока «Корбина» планирует и дальше покупать права на новый видеоконтент, надеясь окупить его с помощью рекламы.

Представитель «Стрим ТВ» сообщил, что для его проекта основными задачами являются пока рост клиентской базы и аггрегация разнообразного контента. Между делом упомянули YouTube.com, где видеоконтент формируется из любительских пользовательских подкастов.

Когда самые нетерпеливые уже начали посматривать на дверь, в президиуме появился Долгов. Естественно, его сразу же спросили, а знает ли Google что-нибудь о будущем контента. Тут всеобщие ожидания были жестоко обмануты. Директор «Google Pоссия» сразу отказался комментировать отечественные планы. А по поводу «гугля вообще» признался, что сам с интересом познакомился с этим сервисом во втором часу ночи. А так — трансляция видеоконтента вполне укладывается в миссию компании и все такое-прочее. Может быть, Google хочет сохранить солидарность с компаниями «большой тройки», не раскрывая всех карт на РИФе?

По поводу авторских прав на видео вновь блеснул Александр Малис: «Пока мы ковыряемся в маленькой мисочке, вопросы технологий важнее прав». Телевидению, как заметил Анатолий Прохоров, в его классическом виде в Сети делать нечего. Наверное, именно поэтому «Стрим ТВ» и «Корбина» продолжают договариваться о трансляции традиционных телеканалов.

В это время разработчики CMS под чутким руководством Сергея Рыжикова из компании «Битрикс» «рубились» по поводу «коробочных» версий. Причем не столько друг с другом, сколько с представителями заказчиков и людьми, пожелавшими прикинуться таковыми. Директор Actis Systems Григорий Никонов гладко излагал про индивидуальную разработку в тех случаях, когда клиент хочет, чтобы было так, а не иначе. При этом он сразу заверил, что разрабатывать свою систему с нуля в настоящее время — истинное безумие, которое может вылиться в 3-6 лет для коллектива из 3 (до 15) разработчиков. А цена будет измеряться не одной сотней миллионов долларов.

Для небольших дизайнерских студий дело вообще труба: тот же «Битрикс» не отдаст партнерам задешево продукт многолетних терзаний — пресловутую «коробку». Писать систему с нуля — еще больший идиотизм. Таким образом, порог вхождения на рынок оказывается достаточно высок как в первом, так и во втором случае.

Даже Microsoft с ее болезненной страстью к доминированию решила отказаться от пагубной затеи покорения рынка CMS. Александр Ложечкин в своем докладе признался, что разработчики CMS располагают незначительной свободой маневра, поскольку в той или иной мере уже опираются на готовые решения нижнего уровня — например, HTTP-сервера. Да и амбициозным программистам хочется, чтобы в их резюме красовались строчки о технологиях, а не навыки кодирования на отдельной CMS. Раз рынок консолидируется, то выпускать еще одну «CMS Windows» нет смысла. Microsoft сравнили с этаким поставщиком сырья, поэтому планируется развивать технологии (ASP. Net), создавать системы для очень крупных заказчиков и изредка делать корпоративные порталы.

Дальше к микрофону прорвались враги «коробок» и заявили, что компании смотрят на процесс создания сайтов со своего насеста. Дескать, у заказчиков есть еще одна альтернатива: кроме «коробочного» продукта и индивидуального проекта, есть еще возможность купить систему и сделать сайт «на коленке», использовав интеллектуальный потенциал секретарши или девушки-менеджера. Игрокам рынка эта пилюля пришлась не по вкусу, поэтому «заказчикам» привели хрестоматийный пример — крутейшую CMS под названием Word, которая тоже умеет делать сайты. Тогда уязвленные оппоненты заявили, что и рынка-то не существует, с чем Сергей Рыжиков почти согласился. Один из лидеров — «Битрикс» — отъедает всего лишь 2-3 процента от потенциального пирога российского рынка систем управления контентом.

Проснувшиеся к полудню оптимизаторы, наконец, смогли перетащить к тебе почти всех, кто праздно шатался по секциям по принципу «где интереснее». Павел Маурус повторил и без того известные тенденции рынка поисковой оптимизации, отметив, что в былых «поисковых спамерах» все чаще видят маркетологов. Бизнес становится более цивилизованным, по топовым запросам появляется жесткая конкуренция, да и еще и поисковые машины каждый раз изворачиваются. Чтобы заспамить поисковую машину, нынче надо вкладывать в исследования приличные средства, поэтому рентабельность этого бизнеса находится в пределах 50%.

Господин Ашманов обнаружил нестыковку в цифрах, которую Павел Маурус объяснить затруднился. Получилось, что средняя стоимость месячного контракта составляет 800 долларов, при этом в компании работает не меньше 50 сотрудников. Чтобы удержаться на плаву, им пришлось бы вести около сотни проектов одновременно.

Неувязку замяли для ясности, чему немало способствовал Андрей Травин, организовавший краткий ликбез по дорвеям. Для порядку он посетовал на падение качества поиска: вот, дескать, введешь слово «дизайн», а тебе вываливаются десятки ссылок исключительно на веб-дизайнерские конторы. Воспользовавшись отсутствием представителей «Яндекса», он привел высказывание Ильи Сегаловича, объявив 2006 год годом поражения поисковиков. Не оптимизируют только блоги, поскольку последние и так используются в качестве инструмента продвижения. Во второй части доклада он рассказал об основных способах оптимизации, а также скромно упомянул о собственном опыте создания дорвеев. В чьи ворота он играет — так и осталось неизвестным.

На секции, посвященной компьютерной безопасности, царила атмосфера какой-то обыденности. Сергей Рыжиков в самых общих словах поведал о безопасности сайта, о незавидной участи тех, кто все-таки подвергся дефейсу. Конкретных способов защиты и нападения не рассматривалось. «Заказывайте коммерческие взломы», — посоветовал он собравшимся на прощание.

Георгий Афанасьев, представлявший удостоверяющий центр Ekey.Ru, долго и нудно говорил о давно известных вещах — о скорой смерти логина и пароля, методах биометрической идентификации и альтернативах, причем тоже исключительно в общих чертах.

Характерно, что и вопросы задавались какие-то прошлогодние. Один воинствующий противник спам-фильтров вопрошал, когда же создадут фильтр без ошибочных срабатываний. Ему объяснили, что ему нужен другой продукт. Нынешнее детище «Лаборатории Касперского», как и другие крупные отечественные антиспам-продукты, по-прежнему надо регулировать, подкручивая многочисленные ручки и рычажки.

В общем и целом, первая половина дня оставила впечатление обязательных разговоров о давно известных вещах, изредка прерываемых эпатажными выходками отдельных представителей. Если бы не они, то значительная часть участников, устав от беготни в поисках нового, осела бы в баре или уткнулась бы в ноутбуки в холле. Да и солнечная погода весьма располагала к прогулкам…

 

Во второй половине дня задача участников РИФа усложнилась. Если в первый день нужно было решать проблему выбора, чтобы не промахнуться мимо самой интересной секции, то теперь приходилось действовать с точностью до наоборот. Даже многообещающие названия могли принести немалое разочарование, поэтому миграция между секциями начала расти.

Так, по поводу электронной торговли в России можно было услышать лишь какие-то бесссвязные цифры. Про законодательное регулирование тоже было сказано как-то вяло и вскользь, всем известный проект Комиссарова обошли подробностями. Однако было отмечено, что государство вряд ли остановится на достигнутом, поэтому попытки регулировать электронную торговлю будут обязательно продолжены. Именно поэтому торговым площадкам и интернет-магазинам следует дружить с НАУЭТ. Затем публике в общих чертах продемонстрировали систему тендерных закупок. Презентация вызвала новую волну перебежчиков в соседний зал, где обсуждалась «коммуникация в интернете как составляющая бренд-коммуникации компании».

Здесь извечное противостояние клиентов и заказчиков нашло свое продолжение. Представители Articul Media прочитали лекцию о счастливой жизни с рекламным агентством. Прозвучали давно известные вещи о совместных усилиях по достижению одной и той же цели. Картинка нарисована была и вправду весьма идиллистическая, понятно, что в реальной практике все складывается совсем по-другому.

Очень кстати в роли самоуверенного рекламодателя выступил президент «Евросети» Элдар Разроев. Таких любителей эпатажей действительно не просто привлечь в интернет. Если «Евросеть» уже достала все половозрелое население скандальными роликами по телевидению и радио, обвешала себя наружной рекламой, то приходить в маленький интернет такому рекламодателю нужно только по убеждению. Хотя, если верить господину Разроеву, «Евросети» с их «реноме» в интернете самое место.

«Тупорылая баннерная реклама задолбала, пардон», — заметил президент «Евросети». В интернете, по его мнению, могут работать только нестандартные, оригинальные идеи, поэтому ставку надо делать на креатив. Он призвал рекламодателей и агентства быть жестче. Напоследок аудитории было продемонстрированы планы «Евросети» в отношении развития рынка дополнительных услуг, то бишь продажи мобильного контента. Здесь Элдар Разроев оперировал большими обобщениями вроде того, что в Рунете нет ни одного качественного ресурса с точки зрения концепции. Порталы представляют собой «кашу на входе», когда на пользователя сваливают огромный объем не систематизированной информации. Что ж, у нас есть шанс когда-нибудь увидеть идеальный портал от «Евросети», напичканный всем комплексом дополнительных услуг. При этом опираться он должен на удовлетворение базовых потребностей юзера.

Наибольшее оживление вызвал рассказ Сергея Кузнецова о «засланных казачках», которые шастают по форумам и блогам и ныне называются модным словом «вирусный маркетинг». Работа по схеме «мне тут одна бабка сказала» — достаточно дорогое удовольствие, зато в плюсе доверие пользователей и таргетинг. Втюхивая юзерам очередную завлекалочку, нужно быть предельно честным, не спамить и аппелировать к opinion leaders.

В теории все выглядело весьма оптимистично, примеры оказались несколько странными. Очень уж узкая сфера применения у такого вирусного маркетинга — Сергей Кузнецов рассказывал о конкурсе социального плаката для Британского Совета, когда «засланные казачки» орудовали в сообществах дизайнеров. Да и как измерять эффективность подобных демаршей в форумах тоже осталось неяным. Сошлись на том, что этот вид рекламы все-таки достаточно эксклюзивен.

Александр Гагин из Promo Interactive по второму разу, вслед за Тимофеем Бокаревым, поведал о небывалом успехе проекта «Школа охоты», сделанного для производителей Stimorol. Дескать, вот как с помощью обычного контент-проекта можно продвигать бренд с опорой на его ценности. Очень странно, что сообразительной публике рассказали об этом проекте дважды за какие-то два дня. Наверное, «Школа охоты» — настолько успешный проект, что его создатели просто не могут промолчать о нем ни в одном докладе.

Сколь безрадостной была секция, посвященная электронной торговле, столь насыщенным оказался круглый стол, посвященный деятельности интернет-магазинов. Среди участников были представители онлайновых магазинов Telefon.Ru, 003.Ru, Digital.Ru, Kontramarka.Ru и других, а также платежных систем — WebMoney и Chronopay.

Началось все с вечной темы кредиток, оплату которыми российские интернет-магазины явно не торопятся внедрять. Основные аргументы тоже традиционны — не созрел наш народ, комиссии слишком высокие, да и процент покупок по картам не велик. Онлайновым магазинам выгоднее внедрять и развивать потребительское кредитование, нежели обрабатывать кредитные карты. Да и профессионализм банков частенько оставляет желать лучшего. Александр Бурмистров из Colibri.Ru выразил мнение, что персонал из Альфа-банка, с которым приходилось работать по приему платежей через пластиковые карты, по своей компетенции был похож на персонал, работающий на сельхозрынках.

Проблема разграничения онлайна и офлайна напоминает вопрос о яйце и курице. Что считать онлайновым заказом? Товар, прошедший через корзину интернет-магазина? А если он был сделан через call-центр, номер которого доступен на сайте? Участники посчитали этот спор беспредментным. Ведь у каждого из них — своя история появления на свет: кто-то отпочковался от крупной офлайновой сети, кто-то, наоборот, вывел свой успешный интернет-бизнес за пределы Сети.

В отношении доставки участники рынка сошлись на том, что крупному магазину все-таки выгоднее иметь собственную службу доставки, для мелких и средних вариант с арендой может оказаться более выгодным.

Проблем с законодательством ни у кого не обнаружилось. Торговать, не предоставляя соответсвующих документов, себе дороже. Поскольку тогда приходит торговая инспекиця и целый день «выносит моск» и без того занятым людям.