Новости

Все новости

Разное в мире IT

Все заметки

mailinfo.ru - Новости

Книга Вильяма Хортона «The Icon Book»...»

14 апреля 2006

Изучая эволюцию пользовательских интерфейсов с начала 80-х годов прошлого века до наших дней, трудно избавиться от ощущения, что ремесло пиктограммостроения, едва успевшее приобрести черты инженерной науки (например, в интерфейсе Macintosh System 7), уже через несколько лет скорее можно отнести к изящным искусствам (Windows XP и MacOS X).

С некоторых пор внешняя привлекательность пиктограмм ценится выше, чем разборчивость и понятность. Может, причина в том, что разработчики программного обеспечения не смогли простить пиктограммам неоправдавшихся ожиданий, будто все слова в интерфейсах смогут быть заменены более понятными картинками? В 85-м году Apple призывала разработчиков всегда, когда это возможно, стараться заменять надписи пиктограммами. Теперь ошибочность такого подхода очевидна. Разочаровавшись в способности пиктограмм передавать смысл лучше слов, им стали отводить все более и более декоративные роли…

Но, наверное, основная причина того, что создание пиктограмм стало считаться в большей степени искусством, чем наукой — новые технические возможности. Казалось бы, наоборот, теперь-то наука пиктограммостроения вздохнет полной грудью. Благодаря большим размерам пиктограмм и антиалиасингу крохотные символы станут наконец-то разборчивыми и узнаваемыми, богатые палитры позволят активно использовать цветовое кодирование, и наступит всеобщее счастье. Увы, не в коня корм. На смену инженерам от пиктограммостроения пришли художники, и использовали открывшиеся возможности совсем по другому назначению. Интерфейсы Windows XP (а в ближайшем будущем — Vista) и MacOS X тому наглядные примеры.

Не подумайте, что я осуждаю дизайнеров пиктограмм Windows XP и MacOS. Мы сами — той же породы.


На наше счастье, в темноте творческой свободы нам освещает путь книга, появившаяся как раз на рубеже эпох, в 1994-м году: в конце эпохи становления пиктограммостроения как науки и до начала эпохи пиктограммостроения как изящного искусства. Это книга Вильяма Хортона «The Icon Book». Советую прочитать ее всем, кто занимается созданием пиктограмм, или просто интересуется этой темой. Хортон разбирает механизм восприятия пиктограмм пользователем, классифицирует способы визуального отображения идей, учит формулировать грамматические правила для визуальных языков, делится опытом организации процесса разработки. Ничто из этого не устарело за 12 лет.

Стив Джобс говорил, что интерфейс должен быть привлекательным настолько, чтобы хотелось его лизнуть. Теперь, когда мы, кажется, уже испробовали все способы заставить пользователя лизнуть экран, маятник должен качнуться в обратную сторону. Наша задача — объединить наш талант создавать привлекательные картинки с бесценным опытом, который был накоплен инженерами-пиктограммостроителями более десяти лет назад.