mailinfo.ru - Новости

Социальная сеть: попытка определения...»

3 сентября 2006

На internet.ru стартовала новая авторская колонка под названием "Философские ремарки об Интернет". Ведущий рубрики - Владимир Климентьев. В качестве первой темы, которую мы предлагаем вашему вниманию - обзорное рассмотрение популярного ныне явления "социальной сети".

Сервисы для построения социальных (общественных) сетей – новое явление в Веб. Нравятся они или нет, видит ли кто-то в них пользу или нет, но это – реальность, с которой нужно считаться и которую можно использовать для себя.

Возможно, мне возразят, что это вовсе не новое явление, т.к. Интернет по сути своей есть глобальное пространство человеческих связей. Не буду спорить, ни что не ново под Солнцем и Луной, как учит древняя мудрость. Мои слова о "новом" говорят лишь о новых акцентах. Сайты, построенные на новой парадигме Веб 2.0 отличаются от прежних проектов тем, что признают необходимость смещения акцента от контента к: 1) автору и 2) метаконтенту.

Конечно, уже с самого начала в Интернет были документы и сообщества людей эти документы читающие. Но на заре интернет-эпохи для веб-проектов контент (документ, картинка и пр.) для пользователя Интернет был на первом месте, а автор – на втором.

Кульминационной точкой для парадигмы Веб 1.0 в сайтостроении, т.е для проектов ориентированных на контент, стал, на мой взгляд, момент массового спроса на Системы Управления Контентом. Ни один сайт ныне немыслим без этого, всем нужна CMS. Значит ли это, что в нынешнем Веб контент всему голова? Нет. Это говорит о том, что новое уже пробилось на свет и вытесняет старое. Потому как, когда какой-либо продукт достигает стадии массового спроса, эта ситуация означает, что уже зародился новый, другой продукт. Это – системы управления социальными связями. А системы управления контентом – это уже не авангард, а обыденность.

Можно попробовать предварительно так определить "системы управления социальными связями" – это веб-сервис, предоставляющий группе людей, проявивших интерес к определенной предметной области, средства межличностной коммуникации и изменения этой предметной области.

Существенной чертой сервисов социальных сетей, кроме автоматически пополняемого списка "френдов", является предоставление средств для описания этой самой предметной области. Средства для реакции на чужой контент были всегда и прошли ряд форм: сначала это были всеми любимые и давно забытые уже "гостевые книги", далее – форумы, комментарии на странице, теперь – это "облако тегов". Развитие шло от мнений и оценок к сетке категорий для все более и более крошечной единицы контента. Гостевая относилась к сайту, форум к теме, комментарии к статье и, наконец, технологии позволяют любое слово «прилепить» к любому контенту, лишь бы этот контент имел свой постоянный адрес в Сети.

Еще радикальней возможности, чем описание чужого контента, дают сервисы коллективной работы в on-line, которые позволяют изменять чужой контент – самыми знаковыми здесь являются Wiki-сайты.

Примеры:

  • Новости 2.0 http://news2.ru/
  • Фотосайт http://www.flickr.com/
  • Социальная сеть вокруг книг на книжной полке http://whatsonmybookshelf.com/
  • "Мой Круг" – предметная область личные знакомства (школьные, студенческие, корпоративные)
  • del.icio.us – общие закладки

Определившись, примерно, что такое социальная сеть в Интернет, открытым остается вопрос об ее использовании. Явное предназначение понятно – это то, чему посвящен сайт. Интереснее найти неявные возможности. Об этом далее.

Автор: Владимир Климентьев
Опубликовано: internet.ru