mailinfo.ru - Новости

"Социальная сеть": от "френд-листа" к "рабочей группе"...»

4 сентября 2006

В предыдущей статье "Социальная сеть: попытка определения" было сформулировано понятие "социальной сети" через ее техническое воплощение: "систему управления социальными связями". Это не правильно. Все-таки нельзя подменять "социальную сеть" как специфическое явление Интернет другими понятиями - веб-сервисом, инструментом. Явление шире технических средств его воплощающих. Попробуем исправить ошибку. Путь познания всегда идет от случайного к сущностному, от очевидного к тому, что можно разглядеть лишь при усилии.

Во-первых, сперва хочется отметить, что социальная сеть - это прежде всего люди ее образующие; люди, которые самовыражаются, общаются, творят. Запомним это и будем держать все время в голове. Зачем? Затем, что мы ведь не занимаемся социологическими исследованиями, нас интересует практическое применение, т.е. как раз технические средства, помогающие выстраивать социальную сеть на просторах Интернет. Но, чтобы что-то строить, надо знать, что именно строить и для какой цели, надо не спутать телегу с лошадью. Говоря о веб-сервисах, надо помнить о причине их порождающей.

Особенность нового Веб - в превращении массового пользователя Интернет из пассивного анонимного созерцателя в активного публичного участника. Различие автор/ читатель все более растворяется в соучастии обеих сторон. А соучастники и образуют свою локальную общественную сеть. Начальной формой, фиксировавшей существование соучастников, стала адресная книга e-mail`ов всех респондентов. Но эта информация охраняется, так сказать, "тайной личной переписки". Публично же соучастники начали существовать как френд-лист или сеть друзей "моих (по)читателей".

Аудитория Интернет должна была созреть для публичного обнародования своих данных и уж тем более своих контактов. Социальная сеть держится на публичности ее участников. Успешен тот, кто ничего не скрывает. Новый человек - это некий "open man". Неужели слава и деньги больше не интересуют нового человека? Если он ничего не скрывает, то как ему воспользоваться всем этим с выгодой для себя? Конечно, стремление к славе и деньгам не пропадает. Только новый человек теперь убежден, что он будет успешен лично только при успешности команды, т.е. как участник сети. Только "коллективный разум" и "коллективный труд" дают преимущества в современном динамическом мире. Для эффективной деятельности френд-лист должен быть замещен рабочей группой. А простой обмен комментами - средствами коллективной работы.

Что это все значит относительно технического воплощения обозначенных человеческих потребностей? Предварительное определение звучало так: "система управления социальными связями" – это веб-сервис, предоставляющий группе людей, проявивших интерес к определенной предметной области, средства межличностной коммуникации и изменения этой предметной области". Продолжая исследовать социальные сервисы, обнаружилось, что слона-то мы и не приметили – необходимо внести дополнение в это определение.

Веб-сервис, предназначенный для построения социальной сети, должен иметь средства управления свойствами пользователя. Собственно, публичная информация о пользователе, которую мы так не любим заполнять при регистрации и с радостью избегаем, становится краеугольным камнем всей постройки под названием «социальная сеть» в Интернет. Но это должно быть не просто описание себя любимого - описание должно быть превращено в функциональные атрибуты, т.е. в значения определенных полей БД. Чем подробнее БД, тем лучше для сети. Поэтому в определение надо добавить свойство: управление описанием субъекта или средства самоидентификации участника.

Но это еще не все. У такового сервиса должна быть возможность управления отношениями меж субъектами, участниками сети, т.е. необходимо добавить четвертое свойство: управление характером связи между участниками сети.

Эти два свойства социальных сервисов оказываются, на самом деле, первыми по значению, чем два обозначенных ранее: средствами коммуникации между субъектами и средствами изменения предметной области.

Изменим исходное - "система управления социальными связями» - на "систему формирования социальной сети". Итоговое определение: "система формирования социальной сети» – это веб-сервис, предоставляющий группе людей, публично проявивших интерес к определенной предметной области, средства: 1) атрибутной самоидентификации пользователя; 2) управления характером связи между участниками сети; 3) межличностной коммуникации и 4) изменения, описания предметной области".
Это - максимум, т.е. это социальная сеть как "рабочая группа".

Чем нам может помочь знание теоретического определения на практике? Каждый сам решает для себя. Могу предложить один из вариантов: определение – это идеальный образ для реального продукта. Если возникновение социальных сетей есть общемировой тренд развития Интернет, то, зная цель, можно выстраивать путь развития своего проекта от имеющихся состояния и свойств к желаемым.

Рассмотрим, для примера, точки роста для веб-сервиса "Мой круг". Вроде бы, это однозначно общепризнанное средство для создания социальных сетей. Проанализируем свойства этого сервиса согласно приведенному определению. Что получаем?

  1. Средство самоидентификации есть, подробное. Это - огромный плюс.
  2. Характер взаимосвязи участников сервиса есть - три круга знакомств. Есть публичность связей.
  3. Межличностная коммуникация через сервис есть, правда, вызвала очень негативную реакцию при использовании. Благие намерения защитить участника от спамеров превратились в электронную секретаршу, грудью защищающую заветную дверь. Почему мне дана возможность послать одно сообщение даже людям из своего первого круга? Вот на toodoo таких ограничений нет. Благодаря этому, я сейчас имею возможность участвовать в работе internet.ru, а если б переговоры шли по одному сообщению в день?..
  4. Предметные области есть и много, что ведет к ощущению хаоса. Не ясно, зачем использовать все это и как использовать эффективно? Это смешение предметных областей, порождает недоумение: что за сеть я тут построю: одноклассников, коллег, группу по интересам или трудоустройства? Здесь явно несколько сетей. Еще минус - нет развитых средств для работы в этих предметных областях.

Вывод: "Мой круг" – смесь социальных сетей на уровне френд-листа, а не рабочей группы. Пожелаем разработчикам успешного и целенаправленного роста :)

Другой пример - free-lance.ru.

  1. Есть резюме, портфолио, но общим описанием, а не как атрибуты БД.
  2. Характер взаимосвязи участников сервиса - работодатель/ исполнитель. Нет связей участник/ участник или работодатель/ команда. Отношение между участниками не фиксируется для системы, следовательно связи неудобно прослеживать. Есть публичность.
  3. Межличностная коммуникация есть и довольно удобная.
  4. Предметная область - заказ. Для участников сделан как бы свой кабинет: есть заявки, контакты, оценка, отзывы, портфолио. Созданы средства для продвижения по всей цепочке от заявки до заказа, т.е. средства управления предметной областью.

Вывод: free-lance.ru – не социальная сеть, а личный рабочий кабинет. Этот ресурс может стать социальной сетью уровня "рабочая группа".

Интересные выводы можно получить, проанализировав по этим 4 свойствам веб-проекты других типов: ЖЖ-сообщества, тематический портал, Вики-педию, разные поисковики. Попробуйте найти различие между Googl`ом и Яндексом!

Автор: Владимир Климентьев
Опубликовано: internet.ru