mailinfo.ru - Новости

Дэйвид Армано. B-школы и D-школы...»

14 октября 2006

В BusinessWeek есть отличный материал о том, как бизнес обращается за помощью к дизайнерам чтобы решить свои комплексные проблемы путём инноваций, а не запланированной стратегии. Короче – меньше слов, больше действия. В статье приводится отличное сравнение подходов B-школы и D-школы (от Business и Design – прим. перев):

«B-школа начнёт с изучения рынка и чтобы разобраться будет использовать финансовый анализ. D-школа начнёт с потребителей и чтобы изучить их обратиться к этнографии, новейшему инструменту менеджмента. Студенты бизнес школы будут разрабатывать отдельный новый продукт, который можно будет продать. D-школы поставят себе цель создать прототип с такими фишками, которые привлекут потребителей. Студенты B-школы остановятся в тот момент, когда будет готова первая же хорошая концепция продукта. Студенты D-школы будут снова и снова к этому возвращаться, чтобы встретить возможных соперников в полном всеоружии».

Короче говоря, приведённое сравнение демонстрирует разницу между творческим процессом (я говорю о дизайне не имеющим отношение к с созданию 30 секундного теле-ролика) и стратегическим процессом, который не предназначен для того, чтобы учитывать дизайн, тестирование, утверждение и ре-дизайн. У B-школы другой принцип работы (если они, конечно, не скооперируются с дизайнерами).

Прототипинг (prototyping) это лишь маленький инструмент в арсенале большой дизайн+бизнес стратегии. Но даже за пределами продукт-дизайна это становится всё актуальней. Маркетологам необходимо понять всю ценность отношений такого типа. Это актуально в условиях социальной сети, где традиционный маркетинговый план не может корректно работать. Если вы хотите заниматься социальными медиа, то нужен такой план, который не имеет конечной точки (если это конечно можно назвать планом) – подобно прототипингу, вы дизайнерите, разрабатываете, тестируете и делаете корректировки, потом снова запускаете и смотрите результаты – потом заново. Это повторяющийся процесс направленный на то, чтобы разработать множество решений в отличии от традиционного маркетингового плана.

Я участвовал в разработке совершенно инновационного проекта авто-страхования онлайн. Больше всего нам хотелось, чтобы получилось не так как у всех, мы занимались дизайном, создавали и тестировали псевдо-рабочую версию пректа. Это не та сфера, в которой тренируются маркетинг-стратеги. Вы сталкиваетесь с этим только, как дизайнер, будь-то софт, веб или что-либо ещё. Это творческий подход к решению задачи, и не стратегический анализ. Между ними большая разница.

Ещё одна цитата:

«Что определяет лучшие D-школы и дизайн-програмы? Во-первых, они междисциплинарны. Они совмещают инженерию, бизнес, дизайн и общественные науки. Они проводят групповые занятия с профессорами и приглашёнными профессионалами. Они организовывают студентов в группы и учат их работать в команде.

Во-вторых, их можно обнаружить, как среди D-, так и B-школ, плюс растущего количества совместных вариантов. B-школы организовывают дополнительные дизайн-курсы. Школы инженерии открывают инновационные центры. Школы классического дизайна устраивают дополнительные бизнес-лекции.

В третьих, выпускники D-школ это не простые выпускники. Назовём их гибридами или эрудитами, это люди, с экстраординарными знаниями в своей области и представлением о том, как их применить. «Во многих компаниях есть многопрофильные команды – маркетологи, инженеры, дизайнеры, стратеги. Но если всё это совместить в голове у одного человека, это даст ему возможность по-настоящему инновативно мыслить», говорит Colleen Murray, выпускник IIT Institute of Design из фирмы инновационных стратегий Jump Associates.»

Таким образом, секрет в том, чтобы как можно более увязать преподавание бизнеса с дизайном. B-школы пытаются задействовать дизайнерское мышление, в то же время D-школы стремятся сделать из дизайнеров универсалов, а не только специалистов по изобразительному искусству. Итак, разница проходит именно здесь. D-школы, о которых идёт здесь речь, не выпускают копирайтеров, иллюстраторов и фотографов (это не означает, что эти навыки не ценятся – они, конечно, ценны). Тем не менее, эти школы ставят основной акцент именно на «дизайнерском мышлении». Личности, которые решают комплексные бизнес-задачи с помощью инновационного и стратегического творчества. И это не только замечательная эстетика или выдающаяся архитектура – это может быть улучшенное оборудование по обеспечению водой или очередной сервис типа Flickr.

В общем, можно сделать вывод, что дизайнером сейчас быть хорошо. И что сейчас отличное время чтобы становится участником каких-то заслуживающих внимания программ (то есть, учиться в рамках рабочего процесса настолько же ценно, если не больше). И если кто-то больше связанн с бизнесом (или креативом) и всё ещё думает, что дизайн это красивые картинки или даже продукты – пусть подумает ещё раз.

Об авторе:
Эрик Кинтз (Eric Kintz) – руководитель по глобальной маркетинг-стратегии и качеству в Hewlett-Packard. Ведёт блог.