mailinfo.ru - Новости

Конкурсы и Интернет: точки сборки ...»

3 июня 2005

Предположим, вам захотелось сделать для своего сайта интересное и оригинальное оформление. Можно пойти традиционным способом и обратиться в солидное (и очень дорогое!!!) рекламное агентство.

А можно поступить иначе: создать нарочито простой сайт без дизайна, показать на нём логотип, купить ценный приз и объявить о конкурсе на лучшее оформление сайта. И уже через месяц вы являетесь обладатель эксклюзивного дизайна. Всё ли действительно так просто?

Вообще, все конкурсы в Интернете можно условно разделить на две большие группы: первые - это чистые онлайн-конкурсы, вторые - комбинированные конкурсы или конкурсы с онлайн-поддержкой: с помощью Интернета собираются заявки на участие, на сайте проходит обсуждение конкурсных работ, голосование и т. д. Доля комбинированных конкурсов гораздо выше. Но эта градация проста и неинтересна.

Гораздо любопытнее классифицировать конкурсы в Интернете по тем целям, ради которых их затеяли.

Например, конкурс на лучший дизайн, о котором написано выше, был организован, потому что компания ищет новую и оригинальную идею либо молодого и амбициозного веб-дизайнера.

Другая группа - это "интересные конкурсы", как, например, конкурс на анекдот.ру. Любой посетитель ресурса может прислать анекдот, который опубликуют в разделе "свежие анекдоты". А для того чтобы стимулировать пользователей на отсылку, организован конкурс: посетители сайта оценивают свежие анекдоты, выставляют им баллы и по результатам этих оценок определяется анекдот дня. Он появляется на главной странице, под анекдотом стоит подпись того, кто этот анекдот прислал. Этим конкурсом создатели ресурса решили проблему свежего и интересного контента для сайта. Анекдот.ру - это один из примеров "сайтов - вечных двигателей", которых много в Сети.

И третья, очень большая группа - это конкурсы, из которых извлекается маркетинговая или PR-польза для организаторов или спонсоров: с помощью конкурса привлекается внимание к продукту, услуге; хозяин интернет-ресурса с помощью конкурса планирует увеличить популярность своего сайта, а иногда (во время затишья) конкурс - это единственный способ для PR-отдела сделать так, чтобы о компании написали целевые СМИ.

Классический пример маркетингового конкурса с интернет-поддержкой: в продажу поступает новый цифровой фотоаппарат, где к изображениям можно применять интересный эффект - фото получается как будто в рамке из красного дерева за стеклом, а на стекле несколько водяных капелек. Это интересное конкурентное преимущество, которое можно раскрыть с помощью конкурса на лучшую фотографию с применением этого эффекта: "Присылайте фотографии в нашей фирменной рамке+". Сами фотографии помещают на промосайте фотоаппарата. Каждый день на сайте появляются новые фото. Они разные: пейзажи, портреты, натюрморты. Из всех фотографий общим голосованием выбирают лучшее фото дня, его автор получает приз.

Специфика интернет-конкурсов - это простота: не нужно дозваниваться, не надо вырезать три мембраны от кофейных банок, а потом идти на почту их отправлять. Для участия в конкурсе пользователю Интернета достаточно пройти по ссылке и потратить несколько минут на заполнение анкеты. Это очень удобно и устроителям, и участникам; и именно поэтому все больше конкурсов проводятся с интернет-поддержкой. Но иногда доступность и простота могут сыграть не в пользу организаторов. Вспомните нашумевший скандал с Мисс Россия 2004: только потому, что пользователю Сети было не сложно ради смеха пройти по баннеру на сайт конкурса и проголосовать за девушку, нажав одну кнопку, организаторы столкнулись с тем, что победительницей конкурса, которая должна будет ехать в Эквадор и пробовать завоевать титул Мисс Мира, становится некая Алёна Писклова, не вполне соответствующая глянцевым стандартам красоты 90х60х90.

Итак, вы организуете конкурс. Обязательно ли делать положение о нём? Если участие в конкурсе платное, как например: "Отправьте SMS со словом KONKURS. Обратите внимание: отправка SMS платная, стоимость одного SMS без учета НДС составляет+", в этом случае положение о конкурсе не просто должно быть, оно должно быть заверено юридически.

Если же конкурс просто интересен и участие в нем добровольное, все равно положение о конкурсе необходимо, при этом оно должно быть доступно для участников (его помещают на сайте) и не должно изменяться. Последний пункт очень важен: специфика Интернета позволяет редактировать документы, которые уже размещены для широкого пользования. Этой особенностью часто злоупотребляют организаторы интернет-конкурсов, они корректируют положение по ходу конкурса - чаще всего редакции подвергаются сроки подачи заявок.

Положение таких мероприятий не заверено юридически, в этом случае организатор конкурса не рискует ничем, кроме своей репутации. Но помните, если вы что-то изменили в правилах или если правила конкурса путанные и неоднозначные - появляются недовольные участники, которые хорошую рекламу вашему конкурсу не сделают.

Иногда редакция положения о конкурсе необходима из-за того, что изначально правила конкурса были недостаточно продуманы. Для наглядности приведем пример: общеобразовательная школа проводит конкурс: каждый день после уроков происходит забег на 500 метров, его победитель получает ценный приз. Предположим, среди одиннадцатиклассников в школе учится чемпион мира по бегу. Конкурс будет проводиться каждый день, и каждый день чемпион мира приходит к финишу первым и уносит главный приз. Кому такое положение вещей понравится, и кто станет участвовать в таком конкурсе, где победитель (по вполне объективным причинам) известен заранее? Не подумав об этом сразу, организаторы будут вынуждены изменить положение о конкурсе: ввести в него, например, пункт о том, что победитель прошлых забегов не может больше участвовать в конкурсе.

То же самое происходит и в Интернете. Например, при обработке результатов выходит так, что и первое, и второе, и третье место должен получить один человек, потому что он отправил на конкурс несколько работ, которые признаны лучшими. В этом случае приходится изменять положение о конкурсе.

Также важно осознавать, что вообще-то такая ситуация должна была быть спрогнозирована и сейчас необходимо правильно подать изменения в положении: например, распространить пресс-релиз о том, что организаторы заботятся об участниках конкурса и именно по этому внесли изменения.

Если вы проводите конкурс в первый раз, вы можете ошибочно предположить, что конкурс подобен тендеру+ и будете не правы. При проведении тендера вам нужно рассмотреть, к примеру, 5 заявок и выбрать из неё лучшую. В конкурсе же этих заявок может быть 25 000.

Организатор одного интернет-конкурса рассказал, что столкнулся с неожиданной проблемой: каждый день на официальный электронный ящик конкурса приходило более двух с половиной тысяч писем. Что-то из этого был спам, а что-то по объективным причинам не подходило под условия конкурса, показывать же жюри весь поток работ было опасно - он рисковал потерять членов жюри. Ему пришлось нанять специального человека, который весь рабочий день разбирал содержимое электронного ящика, производил первую фильтрацию.

Также важно учитывать специфику виртуальной среды: в интернет-конкурсе люди могут принимать участие не под своими настоящими именами. Например, победитель конкурса Maik113 может перестать отвечать на e-mail, а некая Britney, которая заняла первое место и которой вы в прямом эфире хотели вручить главный приз - комплект женского белья, может оказаться мальчиком лет 12. Вам же, а особенно вашей бухгалтерии, необходимы паспортные данные победителей, поскольку ценный приз необходимо правильно оформить; и если человек за год получил призов на общую сумму более 2 000 рублей, с него могут взыскать налог - 35%.

Чаще всего (если приз не автомобиль) победитель не идёт в налоговую (и налоговая к нему тоже не идёт), но организация всё равно должна известить налоговую службу о том, что такой-то человек с такими-то паспортными данными, прописанный там-то, получил фотоаппарат, стоимостью 6 000 рублей. Кого-то из победителей это может оттолкнуть, он откажется сообщать Вам свои паспортные данные.

По этой причине все теле- и радиоканалы сначала связываются с победителями и собирают данные для бухгалтерии, не говоря победителям, какие те заняли места: поскольку обладатель первого места может отказаться от приза или не выйти на связь, в этом случае второе место становится первым и т.д.

Также в Интернете существует возможность превратить конкурс в мини реалити-шоу: в режиме реального времени на сайте можно разместить информацию о том, сколько получено и обработано заявок, посмотреть работы, пришедшие на конкурс, обсудить их в форуме. Однако и здесь тоже есть обратная сторона.

Представьте себе: первый день - о конкурсе написали 20 изданий, подано 0 заявок; второй день - пресс-релиз опубликовали еще 5 изданий, подана 1 заявка+ Такое положение вещей создает конкурсу не самый лучший имидж.

Или другая крайность: второй день конкурса - и уже 800 заявок. На сайт приходит интересный для вас как организатора конкурса посетитель (очень важно получить от него контактную информацию) и решает, что среди этих 800 работ его одна уж точно затеряется и он вряд ли станет победителем. Он не оформляет заявку+

Сам по себе конкурс, если он интересен аудитории и если победитель получит ценные призы, - это хороший информационный повод. Например, про конкурс на лучшую детскую фотографию обязательно напишут почти все женские онлайн- и оффлайн-журналы.

Многие организуют конкурс только для того, чтобы получить PR-отдачу, и этих двух раз им более чем достаточно.

Если же для достижения целей конкурса необходимо соответствующее продвижение, нужно больше PR-усилий: например, если интерес к конкурсу спустя какое-то время упал, можно пригласить в жюри интересную целевой аудитории персону и объявить об этом.

Конкурсы - коммерческие предприятия Конкурсы с платным участием, например SMS-конкурсы, - это далеко не единственный способ получить от конкурса коммерческую отдачу.

Иногда конкурсы организуют для того, чтобы собрать много интересного контента, который можно потом продавать.

Конкурс для дизайнеров, который проводился в прошлом году, - очень удачный пример такого конкурса. Любому желающему дизайнеру давалась возможность оформить листок календаря с его днем, затем жюри отобрали лучшие работы и издали календарь. Кроме интересного, очень красивого коммерческого продукта, создатели конкурса получили ещё и базу дизайнеров, с которыми сейчас продолжают сотрудничать.

Конкурс-анализ С помощью интернет-конкурсов можно также проводить исследования аудитории: узнать, например, сколько лет людям, которые посещают ваш сайт.

Для этого достаточно поместить на главной странице мини-анкету, заинтересовав посетителей сайта тем, что если их дата рождения окажется ближе всего к дню рождения генерального директора компании - они получат, скажем, два ящика виски.

Такой конкурс не обременителен для посетителей, люди вряд ли станут врать, потому что данные будут проверяться, результаты такого конкурса очень быстро обработать. Эффект от такого конкурса налицо.

Организовать конкурс в Интернете несложно. Важно учесть целевую аудиторию, предложить ей то, что для нее интересно, и не забывать об особенностях интернет-среды и российского законодательства. Надеемся, что данный материал помог вам разобраться в этом.

Редакция благодарит Артёма Аствацатурова, менеджера интернет-направления отдела специальных проектов и развития бизнеса телекомпании ТНТ, за помощь в подготовке материала.